Ножницы с декоративными клинками

Cингальские ножницы с попугаями и лилиями

Наименование: сингальские ножницы с золотым орнаментом «лия вела» и надписями в технике «кофтгари»

DK-18-up

Учетный номер предмета: ДК-18

Материал и техника: сталь, литье, ковка, чернение, глубокая гравировка, насечка золотом («кофтгари»).

Размер: длина 19,4 см, ширина по кольцам 5 см.

DK-18-liner

Сфера применения:  универсальные ножницы

Описание: небольшие ножницы из черненой стали с узорчатыми гравированными клинками и литыми фигурными ручками.

DK-18-open

Клинки по всей длине покрыты традиционным растительным орнаментом из ирисов на вьющихся стеблях (стиль «лия вела», “liya vela”).

ornament Ceylon     Suliya

Ручки украшены прорезными пустотелыми шариками и фигурной вырубкой с золотой насечкой.

DK-18-griff

Рычаг у основания ручек выполнен в виде двух голов попугаев в зеркальном отражении, покрытых золотом. Над головами и на шеях птиц с обеих сторон расположено восемь различных надписей-пиктограмм.

DK-18-face     DK-18-fogel1   DK-18-fogel2

Пространство вокруг крепежного болта украшено гравировкой в виде цветка с шестью лепестками, вписанного в круг. Каждый из лепестков оканчивается тремя загнутыми лепестками, подобно ирису или геральдической лилии.

DK-18-stern

Боковины клинков с обеих сторон также украшены гравировкой.

DK-18-kraj

Кольца плоские, поскольку сделаны из металлических полос, наваренных на литые ручки. Внешняя поверхность колец украшена вырубкой в виде ромбов и треугольников, фаской и гравированной «елочкой».

DK-18-rings

 

Особенность: клеймо мастера отсутствует, в Юго-Восточной Азии не принято клеймить изделия. Использование зооморфных мотивов говорит о том, что ножницы были созданы в рамках именно сингальской (буддистской) традиции, а не тамильской (мусульманской). Загнутые клювы птиц указывают на то, что это не священные буддистские гуси «hansa», а орлы или попугаи.

Скорее всего, именно попугаи – символы благополучия и любви.

двуглавый попугай ДК-18

Подобный орнамент на Юге Индии и на Цейлоне называется «bherunda-pakshaya» – мифическая двуглавая птица, заимствованная из европейской геральдики.

ptiza Ceylon

В округлых линиях, выгравированных на клинках, угадываются цветущие ирисы — традиционный декоративный мотив, заимствованный из Персии. Индийское прикладное искусство много веков находилось под сильным персидским влиянием. Собственно техника «кофтгари» попала в Индию из Дамаска, одно время входившего в состав Персии.

Liyawela-16 DK-18   Liyawela-15

 

Liyawel2

Центральное изображение цветка с шестью лепестками сходно с иранскими солнечными розетками, а не с лотосами Шри-Ланки. Число лепестков священного лотоса по традиции всегда кратно четырем, однако на ножницах изображено шесть лепестков с тройными окончаниями. В культуре Междуречья и в Древнем Иране звезда с шестью лучами являлась символом Великой Богини Инанны или Иштар, знаком Неба, который часто декорировали растительным орнаментом (как в данном случае — каждый лепесток розетки оканчивается цветком ириса).

Звезда означала солнце, круг вокруг нее – небо. Похожие по структуре 6-лепестковые цветы встречаются на древних каменных барельефах храмов Шри-Ланки:

Detail on ancient stone carving

В мусульманской орнаментике древний символ звезды с шестью лучами приобрел новое значение – шести столпов истинной веры. Ср. арабский медальон удачи:

медальон удачи ДК-18

Техника поверхностного тауширования: в России  — «насечка», в Иране и Южной Индии – «кофтгари», на Цейлоне – «ридикетайанведа». Нагретый металл насекали штихелем. Затем, пока он не остыл, медным молоточком вбивали в штриховку золотую фольгу и тщательно полировали. Техника упрощенного кофтгари состояла в том, что драгоценная фольга не вбивалась, а заполировывалась в штриховку.  Сингальские кузнецы («наванданно») любили чернить металл, добиваясь сходства с европейской вороненой сталью. Черненое железо меньше ржавеет, к тому же золотая насечка на темном фоне смотрится ярче. Для окрашивания использовалась смесь квасцов, меди и листьев рогатой кислицы. В течение трех дней смесь отстаивалась, затем в нее добавляли сок одного лайма и наносили на изделие. Предмет осторожно помещали в огонь и обжигали до тех пор, пока он не приобретал нужный цвет. Данная технология называлась «yakada pata ganava».

Регион: Шри-Ланка

Год создания: XVIII век

Клейма: отсутствуют

Сохранность: хорошая



















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Добавить комментарий