Ножницы Швеции

Современный шведский дизайн ассоциируется с функциональностью, минимализмом и простотой. Но стоит взять в руки удивительные шведские ножницы XIX века, как становится очевидным — так было не всегда.

Швеция занимает первое место в мире по запасам железа, уже две тысячи лет назад население выплавляло железо из болотных и озёрных отложений. Руда Средней Швеции содержит 67% чистого железа, она бедна фосфором и серой, что делает железо чрезвычайно ударопрочным. Много веков шведское железо считалось лучшим в мире. Центральные районы страны, богатые железом и медью, с раннего Средневековья славились своими кузнецами. 

В XVII – XVIII веках производство ножей и ножниц в Швеции находилось под сильным немецким влиянием. В 1730-е годы в ножевых изделиях проявляются черты французского стиля рококо. В 1780-е годы рококо сменяется строгими формами классицизма. В период с 1840 по 1890 годы в Швеции господствовал стиль немецкого барокко.

300 лет Эскильстуне памятник   памятник 1942 года Эск. жизнь Швеции во время 2 мир войны

В 1860-х годах на волне «шведского национального романтизма», который в России принято называть «северным модерном», в прикладном искусстве возникает «скандинавский стиль», представляющий собой художественную фантазию на тему Древней Скандинавии.

Романтическое переосмысление древних скандинавских образцов началось, как ни странно, в Англии в XVIII веке.

Романтизация викингов, для которой не было исторических оснований, привела к возникновению терминов «Viking Revival» (Возрождение Викингов) и «Scandinavism». С самого начала викинги предстали перед публикой, окруженные ореолом героизма и благородства.

флюгер с корабля викингов (ссылка)   звериные стили (ссылка)

На волне «скандинавизма» в 1811 году в Стокгольме было основано шведское общество поэтов, художников и писателей «Готическая лига», в значительной мере способствовавшее распространению скандинавской мифологии в искусстве. Члены общества полагали, что идеалы викингов были нравственно выше идеалов греческой мифологии. «Готическая лига» просуществовала до смерти ее основателя в 1844 году.

Fritiofs_saga_(1876),_titelillustration (ссылка)

Миф о славном прошлом Швеции возник после поражения в войне с Россией в 1809 году, в результате которой Швеция потеряла Финляндию, дабы укрепить павшую духом нацию и попытаться отвоевать территории обратно.
8 век (ссылка)     руны,_Lingsberg (ссылка)

any2fbimgloader25   any2fbimgloader26 (ссылка)

Общество издавало иллюстрированный журнал «Iduna», где впервые, с целью создания «современной шведской мифологии»,  норвежские и англо-саксонские элементы были смешаны с наследием Северного бронзового века. Члены общества иногда носили рогатые шлемы, что привело к ошибочному убеждению в том, что рогатый шлем – традиция викингов. Однако она относится к эпохе бронзы, т. е. возникла за тысячу лет до появления морских пиратов.

Патриотические традиции «северного модерна» складывались на волне отрицания процесса индустриализации, поскольку он уничтожал традиционный уклад и губительно сказывался на природном окружении человека.

viking-chair-detail       viking revival (ссылка)

С учетом того, что индустриализация в Швеции шла очень медленно по причине низкой плотности населения, ее воспринимали как чуждое, «не-шведское» влияние. Художники и поэты сентиментально призывали вернуться «назад, к земле».

Поскольку до конца XIX века в Швеции не существовало истории искусств, эклектичный северный модерн занял пустующую нишу национальной традиции: внезапно все осознали, что в шведской архитектуре очень мало шведского и срочно начали возвращаться к традиционным технологиям для воплощения нового исторического мифа. Изящные линии, составляющие суть стиля модерн, органично дополнили скандинавскую традицию.

 

Eskilstunadolk med Von Rosens vapen (ссылка)  Alfred Norrström (ссылка)

 

Хельмер Олссон 1930   Йохан Lafqvist 1852 - 1876 (ссылка)

В конце XIX века «новая скандинавская мифология» проникла в Германию, где нашла поддержку зарождающегося нацистского движения. Романтические представления скандинавов о нордическом характере стали частью нацистского мифа.

Первая волна шведского романтизма пришлась на 1870 – 1895 гг., вторая волна на 1905 — 1920-е гг.

Стиль модерн, именуемый в Швеции «югендстилем», сосуществовал с романтизмом до конца 1910-х годов.

 

Традиции Муры и Эскильстуны

В истории Швеции было два центра ножевой промышленности — Эскильстуна и Мура. В Муре производили товары повседневного спроса, а в Эскильстуне – более изысканные изделия.

Город Эскильстуна называют «шведским Золингеном». Свое имя он получил в честь английского монаха Эскиля, который был назначен епископом в епархию Туна в конце XI века. По легенде, язычники забили миссионера камнями. Позже на этом месте была построена часовня, посвященная святому мученику Эскилю, потом базилика и монастырь. Постоянный приток паломников привел к возникновению большого поселения.

 

карта Эскильстуны из генштаба (ссылка)

В начале XVII века король Карл Девятый, развивавший промышленность региона и даже построивший замок в Эскильстуне, разозлившись на нерегулярные поставки оружия для нужд воюющей армии, приказал уничтожить деревенские кузни, а всех кузнецов в кандалах отправить в Эскильстуну.

hertig_karl_9 (ссылка)

В 1654 году король Карл X Густав предложил Рейнхольду Радемахеру (1609 — 1668), голландцу по происхождению, уроженцу города Риги, создать первые в стране  кузнечные мануфактуры.

Karl_X_Gustav (ссылка)     Jeton Rademacher

Радемахер прибыл в Эскильстуну в 1656 году, с ним приехало 50 опытных лифляндских кузнецов.

рейнхольд радемахер (ссылка)

Эскильстуна была избрана за давние традиции кузнечного дела, а также за транспортную доступность, богатые месторождения озёрных и луговых руд, безопасное местоположение (в центре страны), близость к столице, обилие лесов (кузницы потребляют много угля) и наличие реки с порогами, дающую возможность установить гидротехнические сооружения (плотины в соседних городах Tunafors и Torshalla).

Tunafors bruk (ссылка)

В 1656 году в нескольких кузнях начали работу 50 приглашенных мастеров и 100 подмастерьев-солдат.

25 октября 1659 король Карл X Густав пожаловал Эскильстуне городские привилегии, этот день считается днем рождения города.

В 1660 году король Карл X Густав умер,  на тот момент в Эскильстуне работало всего 20 кузниц. Покойный король планировал построить 120, однако его план был забыт вскоре после его смерти.  Но город развивался, к 1770 году в нем насчитывалось уже 27 кузниц. В 1771 году Эскильстуна получила статус свободного города, что давало привилегии кузнецам и их работникам.

печать свободного города (ссылка)

В 1800 году количество мастеров-кузнецов увеличилось до 137.

Огонь в кузнях горел с раннего утра до позднего вечера. Социальный статус и уровень жизни кузнецов были довольно высокими: дома красили дорогой красной краской, а окна щеголяли настоящим стеклом. Деревянные здания, построенные лифляндцем Радемахером, существуют до сих пор – они  превращены в действующий музей кузнечного дела «Rademachersmedjorna».

кузницы 1903 Э (eBay)

Уже в первой половине XIX века в кузнях ковали широкий ассортимент изделий — замки, ножи, инструменты, ножницы, дверные петли, звонки, коньки, кухонные весы, столовые приборы, утюги. В невероятных количествах изготавливались знаменитые «ножи-бочонки».

старинная конская упряжь (eBay)  G.A. ADOLFSSON MORA KUPFER (eBay)

кованые ручки и крючки   Barrel-knive

B.G. Liberg (ссылка)  цапельки шведские с остатками позолоты

колокольчики   утюг для воротников

 

щипцы для сахара  C. W. Dahlberg (eBay)

 

уздечка 1880   старый двуручный нож
долота 1845   кованые ножницы и щипцы для завивки

ключ ручной ковки 1800   кованые ножницы Мора и 3 - Эски

В конце XIX – начале XX века ножи и ножницы начали украшать травленым орнаментом, стилизованным «под викингов» или шведскую деревенскую наивную роспись. На лезвиях часто изображались мужчины и женщины в национальных костюмах различных городов. В основном это были подарочные и памятные ножницы.  

SU-35-face2     SU-35-face1

В течение XIX века в Эскильстуне существовало до 55 ножевых фабрик, самые крупные из них: P. Holmberg (1876-1960), J.A. Hellberg, C.G. Blomqvist, C.W. Dahlgren, C. A. Norrstom, A.J. Westersson (1889-1905), A. Halling (ок. 1870-1921),  M. Blomqvist (1876-1886), J. W. Engström (1864-1880), J. W. Engström (1864-1880), Johan Engström (1874-1915), A. G. Gustafsson (1869 – ок. 1890), H. Hallström (1882-1917, куплен ЕКА), Jernbolaget (1868-1966), C. G. Larson (ca 1890-1894), E. T. Segerström (1864-1925).

С 1870-х годов начался переход к промышленному производству, однако кустарное производство сохранялось до 1930-х гг. В последние десятилетия XIX века число заводов в Эскильстуне увеличилось с 3 до 120, что создало немалую нагрузку на экологию. Эскильстуна являлась лидером тяжелой промышленности вплоть до 1970-х годов.

Считается, что поточное производство ножевых изделий погубило шведскую ножевую индустрию, поскольку в Швеции испокон веков предпочитают ручной труд. В настоящее время из всех ножевых предприятий Эскильстуны функционирует только фабрика «EKA», основанная в 1882 году и сразу сделавшая ставку на экспорт.

EKA (ссылка)

Однако гораздо большую популярность в мире снискал другой ножевой концерн – «Morakniv», расположенный во втором ножевом центре Швеции, поселке Мура.
Morakniv modern  (ссылка)

Мура находится в провинции Даларна в Центральной Швеции, на западном берегу озера Сильян – самого большого метеоритного кратера Европы. Первое поселение возникло на этом месте в VII веке, в XIII веке был основан церковный приход. Климат в этом районе суровый, почва бедная (слово «Mor» означает «лес на болоте»). По причине резкого скачка рождаемости в первой половине XVIII века ситуация с продовольствием стала критической. Поскольку в Муре было принято делить землю поровну между всеми наследниками, к началу XVIII века большинство земельных наделов были размером с гостиную. Вокруг поселка имелись богатые месторождения меди и железа, поэтому жители начали строить кузни и часовые мастерские, зимой вырезали поделки из дерева, летом нанимались батраками, каменщиками, столярами, музыкантами и учителями, уходили за 400 километров в Стокгольм и дальше, на юг страны. Именно оттуда, с юга Швеции, где в 1750-х гг. фабрика Anders Polhem начала производство напольных часов по английским образцам, ведут свое происхождение знаменитые часы Муры.

часы Мора  (ссылка)

Примерно в это же время (1750 — 1850) крестьяне провинции Даларна (города Раттвик и Лександ) начали зарабатывать на хлеб рисованием. Они расписывали стены домов, шкафы и корпуса часов из Муры.

настенная роспись начало 19 века Эскильстуна   латунь поддувало   мотивы тыквенной живописи на подносе 1950 г

очень старый шведский дом (ссылка)     шведский дом изнутри (ссылка)

расписные шкафы   Лунд 1898

Эта самобытная наивная роспись в наши дни вошла в золотой фонд шведского декоративно-прикладного искусства и впоследствии была творчески переработана ремесленниками-ножовщиками.

 

dalarna painting (ссылка)                             rose painting dalarna (ссылка)

kurbis (ссылка)       ящик для приданого 1846 год

шкаф (ссылка)         kurbis painting (ссылка)

Даларна (ссылка)

Основным промыслом в Муре до 1850-х годов было производство часов, а оно требовало большого количества латуни, поэтому в Муре производили сопутствующие товары из латуни – колокольчики, табакерки, личные печати, посуду.

латунная ступка   латунная табакерка 1848

латунный звонок    латунная печать

В 1876 году в Муре был отлит первый латунный кран. Шведские краны из Муры снискали заслуженную славу во всем мире, их производство не прекращается до сих пор.

шведский кран

После того, как в 1850-е годы часы из Муры уступили рынок дешевым и качественным часам из Германии и США, жители Муры перешли на производство швейных машинок. Однако через 12 лет цены на продукцию упали настолько, что производство стало невыгодным. Тогда мастера перешли на производство мелких ножевых изделий и не прогадали — ножевое производство приносило стабильную прибыль.

мора логотип на злястике ножен (ссылка)  мора (ссылка)

нож мора для рыбы (ссылка)  obmotka mashina mora

 

Ножницы Швеции

Старейшим типом ножниц в Швеции являются овечьи ножницы на скобе (300 г. до н.э.), ножницы на шарнире появились не ранее 800 года. Однако в повседневный обиход они вошли не ранее 1500-х гг.

До наступления эры «скандинавизма» шведские ножницы практически не  отличались от продукции Золингена, но к концу XIX – началу XX века они приобрели яркие национальные черты.

В соответствии с повальным увлечением «скандинавским стилем», вся поверхность ножниц декорировалась сложным орнаментом из растений и мифологических животных, представлявшим собой смесь кельтских, германских и восточных элементов. По древней скандинавской традиции в рельефных орнаментах широко использовался контраст черных и цветных металлов, игра тени и света.

скандинавские

Еще один популярный стиль орнамента — мотивы деревенской росписи: традиционные розы, тыквы и огурцы в стиле модерн.

Многие шведские ножницы имеют богато орнаментированные клинки, каждая их сторон украшена различными видами полевых цветов. Вероятнее всего, такие ножницы выступали в качестве свадебного подарка невесте. Цветочный орнамент свадебных ножниц можно расшифровать при помощи «языка цветов».   Знания о символике цветов в любовных отношениях попали в Европу в XVIII веке году благодаря пребыванию двора шведского короля Карла Двенадцатого в Турции.

пример-декора   

Традиции клеймения изделий из железа в Швеции значительно отличаются от немецких. Поскольку поверхность ножниц полностью покрывалась декором, из эстетических соображений клеймо часто ставилось на внутренней поверхности ручек, его было видно только при открывании.
узоры

Клейм, как правило, было несколько. Для фабричных ножниц характерно наличие двойного порядкового номера изделия на внутренней поверхности обеих ручек. Шведы очень тщательно маркировали свои изделия, принцип минимизации трудозатрат был им совершенно чужд.
1900 Jernmanufaktur   литейный цех 1900е гг Jernbolaget   шлифовальная машина 1900 Jernbolaget

Традиция гравировки имени владельца на лезвии шведских ножниц, пришедшая из Германии:

традиция гравировки имени

Тщательность, с которой выполнены шведские ножницы, как нельзя лучше доказывает преимущество ручного труда перед поточным машинным производством. Каждый экземпляр шведских ножниц той эпохи является настоящим произведением искусства.

Иногда клеймо трудно найти, поскольку оно является частью декора:

Йерн-клеймо-SU-29

На более поздних заводских образцах XX века клеймо ставится прямо на узор, что сильно нарушает впечатление.

Su-35-stamp3

Преобладающие типы орнаментов шведских ножниц: заполняющий и обрамляющий.

Тип орнамента всегда задается формой основы (длиной и шириной клинков, толщиной и длиной ручек).

 

Ножницы Швеции в галерее музея >>>



































































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный шведский дизайн ассоциируется с функциональностью, минимализмом и простотой. Но стоит взять в руки удивительные шведские ножницы XIX века, как становится очевидным — так было не всегда.

Швеция занимает первое место в мире по запасам железа, уже две тысячи лет назад население выплавляло железо из болотных и озёрных отложений. Руда Средней Швеции содержит 67% чистого железа, она бедна фосфором и серой, что делает железо чрезвычайно ударопрочным. Много веков шведское железо считалось лучшим в мире. Центральные районы страны, богатые железом и медью, с раннего Средневековья славились своими кузнецами. 

В XVII – XVIII веках производство ножей и ножниц в Швеции находилось под сильным немецким влиянием. В 1730-е годы в ножевых изделиях проявляются черты французского стиля рококо. В 1780-е годы рококо сменяется строгими формами классицизма. В период с 1840 по 1890 годы в Швеции господствовал стиль немецкого барокко.

300 лет Эскильстуне памятник   памятник 1942 года Эск. жизнь Швеции во время 2 мир войны

В 1860-х годах на волне «шведского национального романтизма», который в России принято называть «северным модерном», в прикладном искусстве возникает «скандинавский стиль», представляющий собой художественную фантазию на тему Древней Скандинавии.

Романтическое переосмысление древних скандинавских образцов началось, как ни странно, в Англии в XVIII веке.

Романтизация викингов, для которой не было исторических оснований, привела к возникновению терминов «Viking Revival» (Возрождение Викингов) и «Scandinavism». С самого начала викинги предстали перед публикой, окруженные ореолом героизма и благородства.

флюгер с корабля викингов   звериные стили

На волне «скандинавизма» в 1811 году в Стокгольме было основано шведское общество поэтов, художников и писателей «Готическая лига», в значительной мере способствовавшее распространению скандинавской мифологии в искусстве. Члены общества полагали, что идеалы викингов были нравственно выше идеалов греческой мифологии. «Готическая лига» просуществовала до смерти ее основателя в 1844 году.

Fritiofs_saga_(1876),_titelillustration

Миф о славном прошлом Швеции возник после поражения в войне с Россией в 1809 году, в результате которой Швеция потеряла Финляндию, дабы укрепить павшую духом нацию и попытаться отвоевать территории обратно.
8 век   руны,_Lingsberg

any2fbimgloader25   any2fbimgloader26

Общество издавало иллюстрированный журнал «Iduna», где впервые, с целью создания «современной шведской мифологии»,  норвежские и англо-саксонские элементы были смешаны с наследием Северного бронзового века. Члены общества иногда носили рогатые шлемы, что привело к ошибочному убеждению в том, что рогатый шлем – традиция викингов. Однако она относится к эпохе бронзы, т. е. возникла за тысячу лет до появления морских пиратов.

Патриотические традиции «северного модерна» складывались на волне отрицания процесса индустриализации, поскольку он уничтожал традиционный уклад и губительно сказывался на природном окружении человека.

viking-chair-detail   viking revival

С учетом того, что индустриализация в Швеции шла очень медленно по причине низкой плотности населения, ее воспринимали как чуждое, «не-шведское» влияние. Художники и поэты сентиментально призывали вернуться «назад, к земле».

Поскольку до конца XIX века в Швеции не существовало истории искусств, эклектичный северный модерн занял пустующую нишу национальной традиции: внезапно все осознали, что в шведской архитектуре очень мало шведского и срочно начали возвращаться к традиционным технологиям для воплощения нового исторического мифа. Изящные линии, составляющие суть стиля модерн, органично дополнили скандинавскую традицию.

 

Eskilstunadolk med Von Rosens vapen   Alfred Norrström

 

Хельмер Олссон 1930   Йохан Lafqvist 1852 - 1876

В конце XIX века «новая скандинавская мифология» проникла в Германию, где нашла поддержку зарождающегося нацистского движения. Романтические представления скандинавов о нордическом характере стали частью нацистского мифа.

Первая волна шведского романтизма пришлась на 1870 – 1895 гг., вторая волна на 1905 — 1920-е гг.

Стиль модерн, именуемый в Швеции «югендстилем», сосуществовал с романтизмом до конца 1910-х годов.

 

Традиции Муры и Эскильстуны

В истории Швеции было два центра ножевой промышленности — Эскильстуна и Мура. В Муре производили товары повседневного спроса, а в Эскильстуне – более изысканные изделия.

Город Эскильстуна называют «шведским Золингеном». Свое имя он получил в честь английского монаха Эскиля, который был назначен епископом в епархию Туна в конце XI века. По легенде, язычники забили миссионера камнями. Позже на этом месте была построена часовня, посвященная святому мученику Эскилю, потом базилика и монастырь. Постоянный приток паломников привел к возникновению большого поселения.

 

карта Эскильстуны из генштаба

 

В начале XVII века король Карл Девятый, развивавший промышленность региона и даже построивший замок в Эскильстуне, разозлившись на нерегулярные поставки оружия для нужд воюющей армии, приказал уничтожить деревенские кузни, а всех кузнецов в кандалах отправить в Эскильстуну.

hertig_karl_9

В 1654 году король Карл X Густав предложил Рейнхольду Радемахеру (1609 — 1668), голландцу по происхождению, уроженцу города Риги, создать первые в стране  кузнечные мануфактуры.

Karl_X_Gustav   Jeton Rademacher

Радемахер прибыл в Эскильстуну в 1656 году, с ним приехало 50 опытных лифляндских кузнецов.

рейнхольд радемахер

Эскильстуна была избрана за давние традиции кузнечного дела, а также за транспортную доступность, богатые месторождения озёрных и луговых руд, безопасное местоположение (в центре страны), близость к столице, обилие лесов (кузницы потребляют много угля) и наличие реки с порогами, дающую возможность установить гидротехнические сооружения (плотины в соседних городах Tunafors и Torshalla).

Tunafors bruk

В 1656 году в нескольких кузнях начали работу 50 приглашенных мастеров и 100 подмастерьев-солдат.

25 октября 1659 король Карл X Густав пожаловал Эскильстуне городские привилегии, этот день считается днем рождения города.

В 1660 году король Карл X Густав умер,  на тот момент в Эскильстуне работало всего 20 кузниц. Покойный король планировал построить 120, однако его план был забыт вскоре после его смерти.  Но город развивался, к 1770 году в нем насчитывалось уже 27 кузниц. В 1771 году Эскильстуна получила статус свободного города, что давало привилегии кузнецам и их работникам.

печать свободного города

В 1800 году количество мастеров-кузнецов увеличилось до 137.

Огонь в кузнях горел с раннего утра до позднего вечера. Социальный статус и уровень жизни кузнецов были довольно высокими: дома красили дорогой красной краской, а окна щеголяли настоящим стеклом. Деревянные здания, построенные лифляндцем Радемахером, существуют до сих пор – они  превращены в действующий музей кузнечного дела «Rademachersmedjorna».

кузницы 1903 Э

Уже в первой половине XIX века в кузнях ковали широкий ассортимент изделий — замки, ножи, инструменты, ножницы, дверные петли, звонки, коньки, кухонные весы, столовые приборы, утюги. В невероятных количествах изготавливались знаменитые «ножи-бочонки».

старинная конская упряжь   G.A. ADOLFSSON MORA KUPFER

кованые ручки и крючки   Barrel-knive

B.G. Liberg   цапельки шведские с остатками позолоты

колокольчики   утюг для воротников

 

щипцы для сахара   C. W. Dahlberg

 

уздечка 1880   старый двуручный нож
долота 1845   кованые ножницы и щипцы для завивки

ключ ручной ковки 1800   кованые ножницы Мора и 3 - Эски

В конце XIX – начале XX века ножи и ножницы начали украшать травленым орнаментом, стилизованным «под викингов» или шведскую деревенскую наивную роспись. На лезвиях часто изображались мужчины и женщины в национальных костюмах различных городов. В основном это были подарочные и памятные ножницы.  

SU-35-face2   SU-35-face1

В течение XIX века в Эскильстуне существовало до 55 ножевых фабрик, самые крупные из них: P. Holmberg (1876-1960), J.A. Hellberg, C.G. Blomqvist, C.W. Dahlgren, C. A. Norrstom, A.J. Westersson (1889-1905), A. Halling (ок. 1870-1921),  M. Blomqvist (1876-1886), J. W. Engström (1864-1880), J. W. Engström (1864-1880), Johan Engström (1874-1915), A. G. Gustafsson (1869 – ок. 1890), H. Hallström (1882-1917, куплен ЕКА), Jernbolaget (1868-1966), C. G. Larson (ca 1890-1894), E. T. Segerström (1864-1925).

С 1870-х годов начался переход к промышленному производству, однако кустарное производство сохранялось до 1930-х гг. В последние десятилетия XIX века число заводов в Эскильстуне увеличилось с 3 до 120, что создало немалую нагрузку на экологию. Эскильстуна являлась лидером тяжелой промышленности вплоть до 1970-х годов.

Считается, что поточное производство ножевых изделий погубило шведскую ножевую индустрию, поскольку в Швеции испокон веков предпочитают ручной труд. В настоящее время из всех ножевых предприятий Эскильстуны функционирует только фабрика «EKA», основанная в 1882 году и сразу сделавшая ставку на экспорт.

EKA

Однако гораздо большую популярность в мире снискал другой ножевой концерн – «Morakniv», расположенный во втором ножевом центре Швеции, поселке Мура.
Morakniv modern

Мура находится в провинции Даларна в Центральной Швеции, на западном берегу озера Сильян – самого большого метеоритного кратера Европы. Первое поселение возникло на этом месте в VII веке, в XIII веке был основан церковный приход. Климат в этом районе суровый, почва бедная (слово «Mor» означает «лес на болоте»). По причине резкого скачка рождаемости в первой половине XVIII века ситуация с продовольствием стала критической. Поскольку в Муре было принято делить землю поровну между всеми наследниками, к началу XVIII века большинство земельных наделов были размером с гостиную. Вокруг поселка имелись богатые месторождения меди и железа, поэтому жители начали строить кузни и часовые мастерские, зимой вырезали поделки из дерева, летом нанимались батраками, каменщиками, столярами, музыкантами и учителями, уходили за 400 километров в Стокгольм и дальше, на юг страны. Именно оттуда, с юга Швеции, где в 1750-х гг. фабрика Anders Polhem начала производство напольных часов по английским образцам, ведут свое происхождение знаменитые часы Муры.

часы Мора

Примерно в это же время (1750 — 1850) крестьяне провинции Даларна (города Раттвик и Лександ) начали зарабатывать на хлеб рисованием. Они расписывали стены домов, шкафы и корпуса часов из Муры.

настенная роспись начало 19 века Эскильстуна   латунь поддувало   мотивы тыквенной живописи на подносе 1950 г

очень старый шведский дом   шведский дом изнутри

расписные шкафы   Лунд 1898

Эта самобытная наивная роспись в наши дни вошла в золотой фонд шведского декоративно-прикладного искусства и впоследствии была творчески переработана ремесленниками-ножовщиками.

 

dalarna painting   rose painting dalarna

kurbis   ящик для приданого 1846 год

шкаф   шведская расписная мебель

Даларна      kurbis painting

Основным промыслом в Муре до 1850-х годов было производство часов, а оно требовало большого количества латуни, поэтому в Муре производили сопутствующие товары из латуни – колокольчики, табакерки, личные печати, посуду.

латунная ступка   латунная табакерка 1848

латунный звонок    латунная печать

В 1876 году в Муре был отлит первый латунный кран. Шведские краны из Муры снискали заслуженную славу во всем мире, их производство не прекращается до сих пор.

шведский кран

После того, как в 1850-е годы часы из Муры уступили рынок дешевым и качественным часам из Германии и США, жители Муры перешли на производство швейных машинок. Однако через 12 лет цены на продукцию упали настолько, что производство стало невыгодным. Тогда мастера перешли на производство мелких ножевых изделий и не прогадали — ножевое производство приносило стабильную прибыль.

мора логотип на злястике ножен   мора

нож мора для рыбы   obmotka mashina mora

 

Ножницы Швеции

Старейшим типом ножниц в Швеции являются овечьи ножницы на скобе (300 г. до н.э.), ножницы на шарнире появились не ранее 800 года. Однако в повседневный обиход они вошли не ранее 1500-х гг.

До наступления эры «скандинавизма» шведские ножницы практически не  отличались от продукции Золингена, но к концу XIX – началу XX века они приобрели яркие национальные черты.

В соответствии с повальным увлечением «скандинавским стилем», вся поверхность ножниц декорировалась сложным орнаментом из растений и мифологических животных, представлявшим собой смесь кельтских, германских и восточных элементов. По древней скандинавской традиции в рельефных орнаментах широко использовался контраст черных и цветных металлов, игра тени и света.

скандинавские

Еще один популярный стиль орнамента — мотивы деревенской росписи: традиционные розы, тыквы и огурцы в стиле модерн.

Многие шведские ножницы имеют богато орнаментированные клинки, каждая их сторон украшена различными видами полевых цветов. Вероятнее всего, такие ножницы выступали в качестве свадебного подарка невесте. Цветочный орнамент свадебных ножниц можно расшифровать при помощи «языка цветов».   Знания о символике цветов в любовных отношениях попали в Европу в XVIII веке году благодаря пребыванию двора шведского короля Карла Двенадцатого в Турции.

пример-декора   

Традиции клеймения изделий из железа в Швеции значительно отличаются от немецких. Поскольку поверхность ножниц полностью покрывалась декором, из эстетических соображений клеймо часто ставилось на внутренней поверхности ручек, его было видно только при открывании.
узоры

Клейм, как правило, было несколько. Для фабричных ножниц характерно наличие двойного порядкового номера изделия на внутренней поверхности обеих ручек. Шведы очень тщательно маркировали свои изделия, принцип минимизации трудозатрат был им совершенно чужд.
1900 Jernmanufaktur   литейный цех 1900е гг Jernbolaget   шлифовальная машина 1900 Jernbolaget

Традиция гравировки имени владельца на лезвии шведских ножниц, пришедшая из Германии:

традиция гравировки имени

Тщательность, с которой выполнены шведские ножницы, как нельзя лучше доказывает преимущество ручного труда перед поточным машинным производством. Каждый экземпляр шведских ножниц той эпохи является настоящим произведением искусства.

Иногда клеймо трудно найти, поскольку оно является частью декора:

Йерн-клеймо-SU-29

На более поздних заводских образцах XX века клеймо ставится прямо на узор, что сильно нарушает впечатление.

Su-35-stamp3

Преобладающие типы орнаментов шведских ножниц: заполняющий и обрамляющий.

Тип орнамента всегда задается формой основы (длиной и шириной клинков, толщиной и длиной ручек).

 

Ножницы Швеции в нашей галерее >>>



































































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный шведский дизайн ассоциируется с функциональностью, минимализмом и простотой. Но стоит взять в руки удивительные шведские ножницы XIX века, как становится очевидным — так было не всегда.

Швеция занимает первое место в мире по запасам железа, уже две тысячи лет назад население выплавляло железо из болотных и озёрных отложений. Руда Средней Швеции содержит 67% чистого железа, она бедна фосфором и серой, что делает железо чрезвычайно ударопрочным. Много веков шведское железо считалось лучшим в мире. Центральные районы страны, богатые железом и медью, с раннего Средневековья славились своими кузнецами. 

В XVII – XVIII веках производство ножей и ножниц в Швеции находилось под сильным немецким влиянием. В 1730-е годы в ножевых изделиях проявляются черты французского стиля рококо. В 1780-е годы рококо сменяется строгими формами классицизма. В период с 1840 по 1890 годы в Швеции господствовал стиль немецкого барокко.

300 лет Эскильстуне памятник   памятник 1942 года Эск. жизнь Швеции во время 2 мир войны

В 1860-х годах на волне «шведского национального романтизма», который в России принято называть «северным модерном», в прикладном искусстве возникает «скандинавский стиль», представляющий собой художественную фантазию на тему Древней Скандинавии.

Романтическое переосмысление древних скандинавских образцов началось, как ни странно, в Англии в XVIII веке.

Романтизация викингов, для которой не было исторических оснований, привела к возникновению терминов «Viking Revival» (Возрождение Викингов) и «Scandinavism». С самого начала викинги предстали перед публикой, окруженные ореолом героизма и благородства.

флюгер с корабля викингов   звериные стили

На волне «скандинавизма» в 1811 году в Стокгольме было основано шведское общество поэтов, художников и писателей «Готическая лига», в значительной мере способствовавшее распространению скандинавской мифологии в искусстве. Члены общества полагали, что идеалы викингов были нравственно выше идеалов греческой мифологии. «Готическая лига» просуществовала до смерти ее основателя в 1844 году.

Fritiofs_saga_(1876),_titelillustration

Миф о славном прошлом Швеции возник после поражения в войне с Россией в 1809 году, в результате которой Швеция потеряла Финляндию, дабы укрепить павшую духом нацию и попытаться отвоевать территории обратно.
8 век   руны,_Lingsberg

any2fbimgloader25   any2fbimgloader26

Общество издавало иллюстрированный журнал «Iduna», где впервые, с целью создания «современной шведской мифологии»,  норвежские и англо-саксонские элементы были смешаны с наследием Северного бронзового века. Члены общества иногда носили рогатые шлемы, что привело к ошибочному убеждению в том, что рогатый шлем – традиция викингов. Однако она относится к эпохе бронзы, т. е. возникла за тысячу лет до появления морских пиратов.

Патриотические традиции «северного модерна» складывались на волне отрицания процесса индустриализации, поскольку он уничтожал традиционный уклад и губительно сказывался на природном окружении человека.

viking-chair-detail   viking revival

С учетом того, что индустриализация в Швеции шла очень медленно по причине низкой плотности населения, ее воспринимали как чуждое, «не-шведское» влияние. Художники и поэты сентиментально призывали вернуться «назад, к земле».

Поскольку до конца XIX века в Швеции не существовало истории искусств, эклектичный северный модерн занял пустующую нишу национальной традиции: внезапно все осознали, что в шведской архитектуре очень мало шведского и срочно начали возвращаться к традиционным технологиям для воплощения нового исторического мифа. Изящные линии, составляющие суть стиля модерн, органично дополнили скандинавскую традицию.

 

Eskilstunadolk med Von Rosens vapen   Alfred Norrström

 

Хельмер Олссон 1930   Йохан Lafqvist 1852 - 1876

В конце XIX века «новая скандинавская мифология» проникла в Германию, где нашла поддержку зарождающегося нацистского движения. Романтические представления скандинавов о нордическом характере стали частью нацистского мифа.

Первая волна шведского романтизма пришлась на 1870 – 1895 гг., вторая волна на 1905 — 1920-е гг.

Стиль модерн, именуемый в Швеции «югендстилем», сосуществовал с романтизмом до конца 1910-х годов.

 

Традиции Муры и Эскильстуны

В истории Швеции было два центра ножевой промышленности — Эскильстуна и Мура. В Муре производили товары повседневного спроса, а в Эскильстуне – более изысканные изделия.

Город Эскильстуна называют «шведским Золингеном». Свое имя он получил в честь английского монаха Эскиля, который был назначен епископом в епархию Туна в конце XI века. По легенде, язычники забили миссионера камнями. Позже на этом месте была построена часовня, посвященная святому мученику Эскилю, потом базилика и монастырь. Постоянный приток паломников привел к возникновению большого поселения.

 

карта Эскильстуны из генштаба

 

В начале XVII века король Карл Девятый, развивавший промышленность региона и даже построивший замок в Эскильстуне, разозлившись на нерегулярные поставки оружия для нужд воюющей армии, приказал уничтожить деревенские кузни, а всех кузнецов в кандалах отправить в Эскильстуну.

hertig_karl_9

В 1654 году король Карл X Густав предложил Рейнхольду Радемахеру (1609 — 1668), голландцу по происхождению, уроженцу города Риги, создать первые в стране  кузнечные мануфактуры.

Karl_X_Gustav   Jeton Rademacher

Радемахер прибыл в Эскильстуну в 1656 году, с ним приехало 50 опытных лифляндских кузнецов.

рейнхольд радемахер

Эскильстуна была избрана за давние традиции кузнечного дела, а также за транспортную доступность, богатые месторождения озёрных и луговых руд, безопасное местоположение (в центре страны), близость к столице, обилие лесов (кузницы потребляют много угля) и наличие реки с порогами, дающую возможность установить гидротехнические сооружения (плотины в соседних городах Tunafors и Torshalla).

Tunafors bruk

В 1656 году в нескольких кузнях начали работу 50 приглашенных мастеров и 100 подмастерьев-солдат.

25 октября 1659 король Карл X Густав пожаловал Эскильстуне городские привилегии, этот день считается днем рождения города.

В 1660 году король Карл X Густав умер,  на тот момент в Эскильстуне работало всего 20 кузниц. Покойный король планировал построить 120, однако его план был забыт вскоре после его смерти.  Но город развивался, к 1770 году в нем насчитывалось уже 27 кузниц. В 1771 году Эскильстуна получила статус свободного города, что давало привилегии кузнецам и их работникам.

печать свободного города

В 1800 году количество мастеров-кузнецов увеличилось до 137.

Огонь в кузнях горел с раннего утра до позднего вечера. Социальный статус и уровень жизни кузнецов были довольно высокими: дома красили дорогой красной краской, а окна щеголяли настоящим стеклом. Деревянные здания, построенные лифляндцем Радемахером, существуют до сих пор – они  превращены в действующий музей кузнечного дела «Rademachersmedjorna».

кузницы 1903 Э

Уже в первой половине XIX века в кузнях ковали широкий ассортимент изделий — замки, ножи, инструменты, ножницы, дверные петли, звонки, коньки, кухонные весы, столовые приборы, утюги. В невероятных количествах изготавливались знаменитые «ножи-бочонки».

старинная конская упряжь   G.A. ADOLFSSON MORA KUPFER

кованые ручки и крючки   Barrel-knive

B.G. Liberg   цапельки шведские с остатками позолоты

колокольчики   утюг для воротников

 

щипцы для сахара   C. W. Dahlberg

 

уздечка 1880   старый двуручный нож
долота 1845   кованые ножницы и щипцы для завивки

ключ ручной ковки 1800   кованые ножницы Мора и 3 - Эски

В конце XIX – начале XX века ножи и ножницы начали украшать травленым орнаментом, стилизованным «под викингов» или шведскую деревенскую наивную роспись. На лезвиях часто изображались мужчины и женщины в национальных костюмах различных городов. В основном это были подарочные и памятные ножницы.  

SU-35-face2   SU-35-face1

В течение XIX века в Эскильстуне существовало до 55 ножевых фабрик, самые крупные из них: P. Holmberg (1876-1960), J.A. Hellberg, C.G. Blomqvist, C.W. Dahlgren, C. A. Norrstom, A.J. Westersson (1889-1905), A. Halling (ок. 1870-1921),  M. Blomqvist (1876-1886), J. W. Engström (1864-1880), J. W. Engström (1864-1880), Johan Engström (1874-1915), A. G. Gustafsson (1869 – ок. 1890), H. Hallström (1882-1917, куплен ЕКА), Jernbolaget (1868-1966), C. G. Larson (ca 1890-1894), E. T. Segerström (1864-1925).

С 1870-х годов начался переход к промышленному производству, однако кустарное производство сохранялось до 1930-х гг. В последние десятилетия XIX века число заводов в Эскильстуне увеличилось с 3 до 120, что создало немалую нагрузку на экологию. Эскильстуна являлась лидером тяжелой промышленности вплоть до 1970-х годов.

Считается, что поточное производство ножевых изделий погубило шведскую ножевую индустрию, поскольку в Швеции испокон веков предпочитают ручной труд. В настоящее время из всех ножевых предприятий Эскильстуны функционирует только фабрика «EKA», основанная в 1882 году и сразу сделавшая ставку на экспорт.

EKA

Однако гораздо большую популярность в мире снискал другой ножевой концерн – «Morakniv», расположенный во втором ножевом центре Швеции, поселке Мура.
Morakniv modern

Мура находится в провинции Даларна в Центральной Швеции, на западном берегу озера Сильян – самого большого метеоритного кратера Европы. Первое поселение возникло на этом месте в VII веке, в XIII веке был основан церковный приход. Климат в этом районе суровый, почва бедная (слово «Mor» означает «лес на болоте»). По причине резкого скачка рождаемости в первой половине XVIII века ситуация с продовольствием стала критической. Поскольку в Муре было принято делить землю поровну между всеми наследниками, к началу XVIII века большинство земельных наделов были размером с гостиную. Вокруг поселка имелись богатые месторождения меди и железа, поэтому жители начали строить кузни и часовые мастерские, зимой вырезали поделки из дерева, летом нанимались батраками, каменщиками, столярами, музыкантами и учителями, уходили за 400 километров в Стокгольм и дальше, на юг страны. Именно оттуда, с юга Швеции, где в 1750-х гг. фабрика Anders Polhem начала производство напольных часов по английским образцам, ведут свое происхождение знаменитые часы Муры.

часы Мора

Примерно в это же время (1750 — 1850) крестьяне провинции Даларна (города Раттвик и Лександ) начали зарабатывать на хлеб рисованием. Они расписывали стены домов, шкафы и корпуса часов из Муры.

настенная роспись начало 19 века Эскильстуна   латунь поддувало   мотивы тыквенной живописи на подносе 1950 г

очень старый шведский дом   шведский дом изнутри

расписные шкафы   Лунд 1898

Эта самобытная наивная роспись в наши дни вошла в золотой фонд шведского декоративно-прикладного искусства и впоследствии была творчески переработана ремесленниками-ножовщиками.

 

dalarna painting   rose painting dalarna

kurbis   ящик для приданого 1846 год

шкаф   шведская расписная мебель

Даларна      kurbis painting

Основным промыслом в Муре до 1850-х годов было производство часов, а оно требовало большого количества латуни, поэтому в Муре производили сопутствующие товары из латуни – колокольчики, табакерки, личные печати, посуду.

латунная ступка   латунная табакерка 1848

латунный звонок    латунная печать

В 1876 году в Муре был отлит первый латунный кран. Шведские краны из Муры снискали заслуженную славу во всем мире, их производство не прекращается до сих пор.

шведский кран

После того, как в 1850-е годы часы из Муры уступили рынок дешевым и качественным часам из Германии и США, жители Муры перешли на производство швейных машинок. Однако через 12 лет цены на продукцию упали настолько, что производство стало невыгодным. Тогда мастера перешли на производство мелких ножевых изделий и не прогадали — ножевое производство приносило стабильную прибыль.

мора логотип на злястике ножен   мора

нож мора для рыбы   obmotka mashina mora

 

Ножницы Швеции

Старейшим типом ножниц в Швеции являются овечьи ножницы на скобе (300 г. до н.э.), ножницы на шарнире появились не ранее 800 года. Однако в повседневный обиход они вошли не ранее 1500-х гг.

До наступления эры «скандинавизма» шведские ножницы практически не  отличались от продукции Золингена, но к концу XIX – началу XX века они приобрели яркие национальные черты.

В соответствии с повальным увлечением «скандинавским стилем», вся поверхность ножниц декорировалась сложным орнаментом из растений и мифологических животных, представлявшим собой смесь кельтских, германских и восточных элементов. По древней скандинавской традиции в рельефных орнаментах широко использовался контраст черных и цветных металлов, игра тени и света.

скандинавские

Еще один популярный стиль орнамента — мотивы деревенской росписи: традиционные розы, тыквы и огурцы в стиле модерн.

Многие шведские ножницы имеют богато орнаментированные клинки, каждая их сторон украшена различными видами полевых цветов. Вероятнее всего, такие ножницы выступали в качестве свадебного подарка невесте. Цветочный орнамент свадебных ножниц можно расшифровать при помощи «языка цветов».   Знания о символике цветов в любовных отношениях попали в Европу в XVIII веке году благодаря пребыванию двора шведского короля Карла Двенадцатого в Турции.

пример-декора   

Традиции клеймения изделий из железа в Швеции значительно отличаются от немецких. Поскольку поверхность ножниц полностью покрывалась декором, из эстетических соображений клеймо часто ставилось на внутренней поверхности ручек, его было видно только при открывании.
узоры

Клейм, как правило, было несколько. Для фабричных ножниц характерно наличие двойного порядкового номера изделия на внутренней поверхности обеих ручек. Шведы очень тщательно маркировали свои изделия, принцип минимизации трудозатрат был им совершенно чужд.
1900 Jernmanufaktur   литейный цех 1900е гг Jernbolaget   шлифовальная машина 1900 Jernbolaget

Традиция гравировки имени владельца на лезвии шведских ножниц, пришедшая из Германии:

традиция гравировки имени

Тщательность, с которой выполнены шведские ножницы, как нельзя лучше доказывает преимущество ручного труда перед поточным машинным производством. Каждый экземпляр шведских ножниц той эпохи является настоящим произведением искусства.

Иногда клеймо трудно найти, поскольку оно является частью декора:

Йерн-клеймо-SU-29

На более поздних заводских образцах XX века клеймо ставится прямо на узор, что сильно нарушает впечатление.

Su-35-stamp3

Преобладающие типы орнаментов шведских ножниц: заполняющий и обрамляющий.

Тип орнамента всегда задается формой основы (длиной и шириной клинков, толщиной и длиной ручек).

 

Ножницы Швеции в нашей галерее >>>