Акушерские ножницы
Пуповинные ножницы в виде аиста (нем. Hebammenzange, Nabelschnurschere, Nabelklemme, англ. midwife stork clamp) являются предтечей ножниц-«цапелек» для шитья и рукоделия. Как правило, они изготавливались из серебра и часто покрывались позолотой.
(ссылка)
В паре к таким ножницам шел пуповинный зажим, который в настоящее время встречается крайне редко.
Внутри двух половинок тела аиста располагались одна или две фигурки туго спеленутых младенцев, увидеть которые можно было только в раскрытом положении. Это символизировало родовой процесс и должно было напоминать, что жизнь есть дар, посылаемый свыше. Изображение спеленутого младенца было идентично изображению младенца Христа в западной церковной традиции (богато украшенные восковые фигурки младенца Иисуса в яслях), что символизировало рождение будущего христианина.
Встречаются ножницы, где вместо спеленутого младенца внутри аиста находится рыба. Последние 2000 лет образ рыбы непосредственно связан с именем Иисуса Христа. Однако всё, что связано с родами, традиционно ближе к язычеству, нежели к христианству. Рыба является фаллическим символом с эпохи палеолита. Живя в воде, рыба связана с Великой Матерью и всеми лунными женскими божествами. Русалка, Лунная дева, имеет рыбий хвост. Это образ сирийской богини луны и рыболовства, претерпевший множество культурных трансформаций.
Рыба символизирует плодовитость, поскольку способна метать огромное количество икры. Поэтому со временем рыбу стали считать хорошим подношением богам любви и плодородия, а блюда из рыбы подавали на свадьбах.
(ссылка)
Аист считается священной птицей у всех народов Европы. Убивать аистов запрещено, поскольку, в отличие от прочих животных, аисты обладают душой: славянские народы верили, что они могут превращаться в людей. Увидеть полет аиста весной означало удачу и здоровье весь год. Гнездо священной птицы защищало дом и его хозяев от зла. Каждый год с прилетом аистов начиналась весна и праздновалась Пасха, Воскресение Христово. Народные поверья связали начало нового природного цикла с началом человеческой жизни.
По языческим поверьям народов Европы дети зарождались в воде: в лесных озерах и «детских колодцах», связанных с недрами земли, а находили и выносили их оттуда священные аисты. Прямая ассоциация: аист живет в воде, а без воды невозможно плодородие земли. Аист выполняет роль связующего звена между миром живых и миром душ. Он провожает и встречает души людей. Эти представления восходят к греческим и римским мифам, согласно которым аист был любимой птицей Геры (Юноны), покровительницы душ еще не рожденных детей, и жил в ее саду. Вынося детей из этого небесного сада, аист бросал их через каминную трубу в кровать матери (это представление хорошо объяснено Фрейдом). Народная традиция сделала аиста символом родительства, поскольку он трепетно заботятся о потомстве и способен пожертвовать своей жизнью ради птенцов. В древности существовало убеждение, что молодые аисты заботятся о старых, носят им еду, строят жилье и помогают перелетать с места на место, поддерживая их крыльями. В Риме существовал «закон аиста» («Antipelargia», «Lex ciconaria»), обязывавший детей кормить престарелых родителей. Из-за этих христианских свойств характера аист называется «благочестивым». В Библии сказано, что аист приносит счастье, поскольку он поедает змей. Это аллегория борьбы Христа и его учеников с дьяволом.
Традиционно акушерские ножницы отливали в форме аиста, стоящего на черепахе, лягушке или виноградных гроздьях: символах плодородия, здоровья, долголетия и достатка.
Лягушку издавна связывали с женским началом, матерью, женскими богинями и духами, супружеской любовью, женской маткой. В Южной Европе после благополучного разрешения от трудных родов в благодарность Мадонне приносили «жертвенную жабу». Из-за сходства лягушечьих лап с человеческими руками возникло поверье, что лягушки когда-то были людьми. Некоторые народности Европы считают, что аист бросает через дымоход не детей, а лягушек, которые превращаются в детей. Также лягушки, как и аисты, умеют доставать маленьких детей из воды. Лягушка – покровитель дома, в каждом доме есть своя лягушка-хозяйка. Во всех европейских культурах образ лягушки тесно связан с молоком.
Символизм черепахи очень близок к символизму лягушки, во многих языках черепаху называют жабой с панцирем. Она олицетворяет собой Мать-Землю, воды творения, основание мира, продолжение рода, плодовитость. Черепаховый панцирь с древности использовался как оберег. Черепаха сопровождает Венеру-Афродиту, как аист Юнону, и является древним символом вульвы. Изображениями черепах в Европе украшали супружеские ложа.
Виноградная гроздь – очень древний символ, символика которого перешла из язычества в христианство практически без изменений. Она символизирует жизнь, плодородие, возрождение, жертвенную кровь, Христа, Святое причастие, Христианскую Церковь.
Функция акушерских ножниц окончательно не определена. Некоторые ученые считают, что это был не функциональный, а ритуальный предмет: памятный подарок молодой матери. Другие полагают, что ножницы-зажим служили для шнуровки корсета, для продевания лент в прорези детской одежды или тканевых подгузников после стирки.
Английские ножницы-аисты:
(ссылка)
В Голландии ножницы-зажим в виде аиста носили название Luiertang (дословно «щипцы для пеленок») и использовались богатыми дамами при смене пеленок, дабы не запачкать руки. В экспозиции голландского Музея детских колясок ножницы в виде аиста также фигурируют как щипцы для пеленок.
Раскрытые ножницы выставлялись в голландском доме у печной трубы в знак того, что хозяйка беременна (как пожелание счастливого разрешения от бремени).
Цитата из голландского журнала: после рождения ребенка молодая мать получала специальные подарки, называемые «pillengift». Стандартным вариантом такого подарка были именно серебряные щипцы для подгузников в виде аиста.
Нет информации о том, что ножницы-аисты использовались для пеленания в других странах Европы. Возможно, причиной этого являлась самобытная голландская традиция подготовки к родам и ухода за новорожденными, начавшая складываться в XVII веке и значительно отличавшаяся от общеевропейской (из книги «De macht der dingen«).
(много интересных версий о происхождении этих ножниц)
См. также другой вариант голландских щипцов для пеленок, серебро, 1826 год:
(ссылка)
Голландские «щипцы для пеленок» начала XX века:
(ссылка)
Ножницы в виде аиста изображены на титульной странице ежегодника Гаагского Исторического общества за 2007 год. В описании к фотографии указано, что это «свечные щипцы или щипцы для пеленок» из коллекции исторического музея в Гааге. Удивительное дело — даже голландские историки расходятся во мнениях относительно функционального назначения этих ножниц!
***
В наши дни в странах Западной Европы можно приобрести ножницы в виде аиста из благородных металлов, которые остаются в семье на память после того, как врач или отец перережет ими пуповину ребенка.
(ссылка)
>>> Перейти в галерею акушерских ножниц
Пуповинные ножницы в виде аиста (Hebammenzange, Nabelschnurschere, Nabelklemme, midwife stork clamp) являются предтечей ножниц-«цапелек» для шитья и рукоделия. Как правило, они изготавливались из серебра и часто покрывались позолотой.
В паре к таким ножницам шел пуповинный зажим, который в настоящее время встречается крайне редко.
Внутри двух половинок тела аиста располагались одна или две фигурки туго спеленутых младенцев, увидеть которые можно было только в раскрытом положении. Это символизировало родовой процесс и должно было напоминать, что жизнь есть дар, посылаемый свыше. Изображение спеленутого младенца было идентично изображению младенца Христа в западной церковной традиции (богато украшенные восковые фигурки младенца Иисуса в яслях), что символизировало рождение будущего христианина.
Аист считается священной птицей у всех народов Европы. Убивать аистов запрещено, поскольку, в отличие от прочих животных, аисты обладают душой: славянские народы верили, что они могут превращаться в людей. Увидеть полет аиста весной означало удачу и здоровье весь год. Гнездо священной птицы защищало дом и его хозяев от зла. Каждый год с прилетом аистов начиналась весна и праздновалась Пасха, Воскресение Христово. Народные поверья связали начало нового природного цикла с началом человеческой жизни.
По языческим поверьям народов Европы дети зарождались в воде: в лесных озерах и «детских колодцах», связанных с недрами земли, а находили и выносили их оттуда священные аисты. Прямая ассоциация: аист живет в воде, а без воды невозможно плодородие земли. Аист выполняет роль связующего звена между миром живых и миром душ. Он провожает и встречает души людей. Эти представления восходят к греческим и римским мифам, согласно которым аист был любимой птицей Геры (Юноны), покровительницы душ еще не рожденных детей, и жил в ее саду. Вынося детей из этого небесного сада, аист бросал их через каминную трубу в кровать матери (это представление хорошо объяснено Фрейдом). Народная традиция сделала аиста символом родительства, поскольку он трепетно заботятся о потомстве и способен пожертвовать своей жизнью ради птенцов. В древности существовало убеждение, что молодые аисты заботятся о старых, носят им еду, строят жилье и помогают перелетать с места на место, поддерживая их крыльями. В Риме существовал «закон аиста» («Antipelargia», «Lex ciconaria»), обязывавший детей кормить престарелых родителей. Из-за этих христианских свойств характера аист называется «благочестивым». В Библии сказано, что аист приносит счастье, поскольку он поедает змей. Это аллегория борьбы Христа и его учеников с дьяволом.
Традиционно акушерские ножницы отливали в форме аиста, стоящего на черепахе, лягушке или виноградных гроздьях: символах плодородия, здоровья, долголетия и достатка.
Лягушку издавна связывали с женским началом, матерью, женскими богинями и духами, супружеской любовью, женской маткой. В Южной Европе после благополучного разрешения от трудных родов в благодарность Мадонне приносили «жертвенную жабу». Из-за сходства лягушечьих лап с человеческими руками возникло поверье, что лягушки когда-то были людьми. Некоторые народности Европы считают, что аист бросает через дымоход не детей, а лягушек, которые превращаются в детей. Также лягушки, как и аисты, умеют доставать маленьких детей из воды. Лягушка – покровитель дома, в каждом доме есть своя лягушка-хозяйка. Во всех европейских культурах образ лягушки тесно связан с молоком.
Символизм черепахи очень близок к символизму лягушки, во многих языках черепаху называют жабой с панцирем. Она олицетворяет собой Мать-Землю, воды творения, основание мира, продолжение рода, плодовитость. Черепаховый панцирь с древности использовался как оберег. Черепаха сопровождает Венеру-Афродиту, как аист Юнону, и является древним символом вульвы. Изображениями черепах в Европе украшали супружеские ложа.
Виноградная гроздь – очень древний символ, символика которого перешла из язычества в христианство практически без изменений. Она символизирует жизнь, плодородие, возрождение, жертвенную кровь, Христа, Святое причастие, Христианскую Церковь.
Функция акушерских ножниц окончательно не определена. Некоторые ученые считают, что это был не функциональный, а ритуальный предмет: памятный подарок молодой матери. Другие ученые полагают, что ножницы-зажим служили для продевания лент в прорези детской одежды или тканевых подгузников после стирки.
Существует компромиссный вариант использования акушерских ножниц, доживший до наших дней: в интернете предлагаются пуповинные ножницы из благородных металлов, которые остаются в семье на память после того, как врач или отец перережет ими пуповину ребенка.
>>> Акушерские ножницы в нашей галерее
Пуповинные ножницы в виде аиста (Hebammenzange, Nabelschnurschere, Nabelklemme, midwife stork clamp) являются предтечей ножниц-«цапелек» для шитья и рукоделия. Как правило, они изготавливались из серебра и часто покрывались позолотой.
В паре к таким ножницам шел пуповинный зажим, который в настоящее время встречается крайне редко.
Внутри двух половинок тела аиста располагались одна или две фигурки туго спеленутых младенцев, увидеть которые можно было только в раскрытом положении. Это символизировало родовой процесс и должно было напоминать, что жизнь есть дар, посылаемый свыше. Изображение спеленутого младенца было идентично изображению младенца Христа в западной церковной традиции (богато украшенные восковые фигурки младенца Иисуса в яслях), что символизировало рождение будущего христианина.
Аист считается священной птицей у всех народов Европы. Убивать аистов запрещено, поскольку, в отличие от прочих животных, аисты обладают душой: славянские народы верили, что они могут превращаться в людей. Увидеть полет аиста весной означало удачу и здоровье весь год. Гнездо священной птицы защищало дом и его хозяев от зла. Каждый год с прилетом аистов начиналась весна и праздновалась Пасха, Воскресение Христово. Народные поверья связали начало нового природного цикла с началом человеческой жизни.
По языческим поверьям народов Европы дети зарождались в воде: в лесных озерах и «детских колодцах», связанных с недрами земли, а находили и выносили их оттуда священные аисты. Прямая ассоциация: аист живет в воде, а без воды невозможно плодородие земли. Аист выполняет роль связующего звена между миром живых и миром душ. Он провожает и встречает души людей. Эти представления восходят к греческим и римским мифам, согласно которым аист был любимой птицей Геры (Юноны), покровительницы душ еще не рожденных детей, и жил в ее саду. Вынося детей из этого небесного сада, аист бросал их через каминную трубу в кровать матери (это представление хорошо объяснено Фрейдом). Народная традиция сделала аиста символом родительства, поскольку он трепетно заботятся о потомстве и способен пожертвовать своей жизнью ради птенцов. В древности существовало убеждение, что молодые аисты заботятся о старых, носят им еду, строят жилье и помогают перелетать с места на место, поддерживая их крыльями. В Риме существовал «закон аиста» («Antipelargia», «Lex ciconaria»), обязывавший детей кормить престарелых родителей. Из-за этих христианских свойств характера аист называется «благочестивым». В Библии сказано, что аист приносит счастье, поскольку он поедает змей. Это аллегория борьбы Христа и его учеников с дьяволом.
Традиционно акушерские ножницы отливали в форме аиста, стоящего на черепахе, лягушке или виноградных гроздьях: символах плодородия, здоровья, долголетия и достатка.
Лягушку издавна связывали с женским началом, матерью, женскими богинями и духами, супружеской любовью, женской маткой. В Южной Европе после благополучного разрешения от трудных родов в благодарность Мадонне приносили «жертвенную жабу». Из-за сходства лягушечьих лап с человеческими руками возникло поверье, что лягушки когда-то были людьми. Некоторые народности Европы считают, что аист бросает через дымоход не детей, а лягушек, которые превращаются в детей. Также лягушки, как и аисты, умеют доставать маленьких детей из воды. Лягушка – покровитель дома, в каждом доме есть своя лягушка-хозяйка. Во всех европейских культурах образ лягушки тесно связан с молоком.
Символизм черепахи очень близок к символизму лягушки, во многих языках черепаху называют жабой с панцирем. Она олицетворяет собой Мать-Землю, воды творения, основание мира, продолжение рода, плодовитость. Черепаховый панцирь с древности использовался как оберег. Черепаха сопровождает Венеру-Афродиту, как аист Юнону, и является древним символом вульвы. Изображениями черепах в Европе украшали супружеские ложа.
Виноградная гроздь – очень древний символ, символика которого перешла из язычества в христианство практически без изменений. Она символизирует жизнь, плодородие, возрождение, жертвенную кровь, Христа, Святое причастие, Христианскую Церковь.
Функция акушерских ножниц окончательно не определена. Некоторые ученые считают, что это был не функциональный, а ритуальный предмет: памятный подарок молодой матери. Другие ученые полагают, что ножницы-зажим служили для продевания лент в прорези детской одежды или тканевых подгузников после стирки.
Существует компромиссный вариант использования акушерских ножниц, доживший до наших дней: в интернете предлагаются пуповинные ножницы из благородных металлов, которые остаются в семье на память после того, как врач или отец перережет ими пуповину ребенка.
>>> Акушерские ножницы в нашей галерее